Как дорога жизни спасала Ленинград во время блокады
22 ноября 1941 года начала действовать ледовая дорога через Ладожское озеро, соединившая замерзающий блокадный Ленинград с Большой землей и спасшая жизни тысяч ленинградцев – легендарная Дорога жизни.
Блокадники сотворили чудо. Они наладили бесперебойное автомобильное движение – около 30 км по льду. Далее до Ленинграда грузы везли по железной дороге и на грузовиках по-старому Ириновскому тракту – еще около 40 километров.
В первых числах декабря на Ладоге работали уже 4 тысяч полуторок. Известны имена почти 12 тысяч шоферов, многие из которых совершали по два, три, четыре рейса подряд, не отпуская сутками баранку.
На содержание и обслуживание трассы встало уже почти 19000 солдат и командиров, 8400 – на ледовом участке. За время эксплуатации трассы научились наращивать лед, управлять движением, балансировать с грузами так, что по льду даже переправляли построенные в осажденном городе танки для Волховского фронта.
Непосредственный участник и первый летописец героических рейсов по ледовой трассе – Ариф Васильевич Сапаров – несколько лет жил на улице Ленина, дом № 34 (дом писателей).
Корреспондента фронтовой газеты Сапарова А.В. Политуправление Ленинградского фронта направило на оперативное освещение хроники строительства ледовой трассы через Ладогу. В фронтовых газетах, в литературно-художественных сборниках, выходивших на Ленинградском фронте, опубликованы десятки его очерков и корреспонденций, а в 1947 году увидела свет широко известная документальная повесть «Дорога жизни».
Писатель – публицист Ариф Васильевич Сапаров был награжден орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, орденом «Красной звезды», двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».