Уроки безопасности в школах и дошкольных учреждениях. Эвакуация

Одним из важных и сложных мероприятий в системе противопожарной профилактики в образовательных учреждениях является учебная эвакуация. Такие тренировки проводятся не менее двух раз в год, обычно весной и  осенью. Осенью – потому что это начало учебного года в школах, максимальная наполняемость детских садов после летних каникул и отпусков родителей.

В этом году эти занятия были вдвойне важны, поскольку они меняют свой формат. С начала этого учебного года по новым санитарным правилам в образовательных учреждениях обеспечивается групповая изоляция и минимизация контактов обучающихся. В связи с этим практические тренировки теперь проводится только поклассно и распределяются по дням.

На прошлой неделе были проведены тренировочные эвакуации в  школах и дошкольных образовательных учреждениях Петроградского района.

Однако, в реальной ситуации образовательное учреждение должно быть готово к полноценной эвакуации, и основная работа сводится к обучению персонала детского сада, школы.

Теперь на таких занятиях используется  огнетушитель, в котором огнетушащее вещество (порошок) заменено на воду. Появилась уникальная возможность, не разряжая огнетушитель, который стоит на балансе организации, каждому сотруднику отработать порядок его использования на практике.

Важно понимать, что при пожаре нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанным планом эвакуации, порядком действий и практическими навыками.

Обычно, ребята воспринимают эти учения как игру. Старшеклассники более подготовлены – от занятия к занятию закрепляется опыт. А вот реакция малышей может быть непредсказуемой. Маленькие дети  не могут совершать правильные действия без взрослых, они могут просто испугаться. Ведь для большинства из них такая тренировка происходит впервые.

Поэтому очень важно всем заранее объяснить и чётко заучить алгоритм действий, чтобы при необходимости неукоснительно следовать ему.

Вспомним действия ученика при пожаре:

– главное: не прятаться, сохранять спокойствие и слушать своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, построит, назначит замыкающего, возьмёт журнал;

– по команде учителя в определенном порядке, всей группой выходить в безопасную зону. Не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам;

– если вокруг много дыма, закрыть лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой;

– если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться пригнувшись или ползком;

– При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам. Педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди. 

Если рядом нет взрослого:

– звоните в пожарную охрану по единому номеру пожарных и спасателей – «01», «101» или «112» и сообщите: адрес, что и где горит, фамилию и номер телефона;

– при возможности (если это рядом и не угрожает жизни и здоровью) закройте двери в помещение, в котором произошёл пожар;

– не бойтесь, зовите на помощь взрослых, даже если пожар произошел по вашей вине;

– реагируйте на крики, не прячьтесь, дайте себя обнаружить и спасти;

– по возможности, немедленно, покиньте помещение через входную дверь, передвигайтесь к выходу ползком, опустив голову вниз, над полом остаётся прослойка кислорода, безопасная для дыхания; 

– если путь к главной двери отрезан огнем и дымом, выходите на балкон. Не прыгайте! Громко зовите на помощь. Не забудьте плотно закрыть за собой балконную дверь; 

– еще один путь спасения – окно! Прежде, чем открыть окно, закройте и уплотните дверь в помещение любыми тряпками или мебелью.

– при пожаре в любом помещении, если Вы не можете выйти, не прячьтесь под сгораемые предметы, держитесь ближе к стенам, при обрушении это наиболее безопасное место

– зовите на помощь, а когда призыв о помощи будет услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма, дышите через увлажнённую любой неядовитой жидкостью ткань и ждите пожарных.

Вас обязательно спасут! 

Порядок действий учителя, воспитателя при пожаре:

Не поддаваться панике самому и успокоить детей.

В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.

Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.

Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.

Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.

По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам.

Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы бойцы немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

Материал подготовлен: СПб ГКУ «ПСО Петроградского района», Управлением по Петроградскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, Петроградским отделением ВДПО