Ангелы рядом

В нашем округе на Лахтинской улице есть своя архитектурная жемчужина Петроградской стороны – храм небесной покровительницы Санкт-Петербурга – святой Блаженной Ксении Петербургской. 6 июня, годом ранее, произошло знаковое событие в православной жизни Санкт-Петербурга – великое освящение храма.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с учетом начала смягчения ранее введенных ограничений митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий принял решение с 5 июня возобновить допуск прихожан в храмы епархии. В этот праздничный день в храме состоялась божественная литургия. Участники церемонии соблюдали установленные Роспотребнадзором требования:  использовали защитные маски и соблюдали дистанцию. Среди прихожан – глава МО округ Петровский Д.Ф.Вагин, депутат Муниципального совета Л.К.Сикоева, а также сотрудники округа.

Трансляцию записи Вы можете посмотреть в наше группе в ВК. Доступно по ссылке: https://vk.com/mo_petrovsk?z=video-39023703_456239173%2F191521b754c005de2b%2Fpl_wall_-39023703

Внутреннее убранство храма уникально. Настенные росписи посвящены основным событиям жизни Ксении Петербургской. Подобных росписей нет нигде в мире. Читайте ниже интервью с Александром Евгеньевичем Простевым – художником-иконописцем, автором росписи храма Ксении Петербургской!

Ваше творчество называют «ангельским реализмом». Расскажите, пожалуйста, что означает это понятие?

– «Ангельским реализмом» назвал мою живопись замечательный поэт, прозаик и эссеист Станислав Минаков.

В моей живописной серии, посвящённой Ксении Петербургской, есть картина, которая называется «Блаженная Ксения – Ангел Петербурга». Я назвал св. Ксению Ангелом, желая подчеркнуть её духовную высоту, отрешённость от земного мира и, вместе с тем, её невероятную любовь к людям, живущим в этом земном мире. Вся эта серия насчитывает 87 работ, которые вошли в мой альбом живописи «Блаженная Ксения Петербургская».

– Как Вы восприняли приглашение расписать стены нового храма?

– Расписать храм мне предложил замечательный человек, Заслуженный строитель РФ и меценат Вячеслав Заренков. Благодаря его участию и неравнодушию этот храм стал таким, каким мы его сейчас видим. Это для меня была большая честь, ответственность.

Получив заказ на роспись, я почувствовал радость от предстоящей работы, которая не покидала меня до самого её окончания.

– Чем отличается иконопись от живописных сюжетов из жития святых?

– Иконопись называют формой служения Богу, видом молитвы, богословием в красках. Икона – это часть литургического пространства. Ничего подобного о живописи не скажешь. Есть какие-то сюжеты, которые разумнее изобразить средствами живописи и наоборот. Например, в серии живописных картин о жизни блаженной

Ксении, у меня есть картина «Февральские метели», где озябшая Ксения согревает за пазухой котёнка. Икона в храме с таким сюжетом совершенно не нужна: человек будет смотреть на такое изображение и не понимать зачем это появилось в храме и при чём тут котёнок? Такую икону нет смысла даже пытаться написать, так как это будет уже не икона, а жанровая живопись, которая своим сюжетом только отвлечёт человека от молитвы. Икона выполняет задачу богословскую, богослужебную и должна настроить верующего на молитвенный лад. Поэтому роспись храма св. Ксении выполнена в иконописном стиле. Роспись – это тоже иконы, которые изображены не на доске, а на стене храма. И выполнена она с соблюдением иконописных канонов, без которых в церковном искусстве никак нельзя: икона должна выражать учение Православной Церкви, а не личные особенности автора. Вместе с тем, канон не делает церковное искусство однообразным. Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий и другие мастера не похожи друг на друга, отличаются своим почерком. Ещё мне нравится Гурий Никитин, гениальный мастер фрески, русский иконописец второй половины XVII века. Вот у этих мастеров и надо учиться.

– Можно ли назвать роспись в храме на ул.Лахтинской — фреской?

– Роспись сделана силикатной краской, которая была изобретена в Германии в конце 19 века. На сегодняшний день это лучшая краска для росписи. Разводится она водой, что важно для иконописи. Конечно, эта роспись – фреска, а не что-то другое. Существует два вида фрески –«аффреско», то есть роспись по сырой штукатурке, и «секко-фреско» – роспись по сухой штукатурке. Поэтому, если быть точным, роспись в храме – это «секко-фреско». По долговечности силикатная роспись не уступает древним росписям. Эта краска делается на основе натуральных минеральных пигментов и благодаря минерализации образует со штукатуркой единое целое.

Роспись, и иконы написаны с соблюдением канона. Поэтому всё внутреннее пространство храма вызывает ощущение цельности. Всего на эту работу ушло почти два года.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о содержании росписи храма.

– В куполе изображён Господь-Вседержитель с предстоящими Ему Богородицей, Иоанном Предтечей и Архангелами. В росписи храма должна соблюдаться небесная иерархия и все образы и сюжеты должны находиться на своих местах. Изображение земной жизни св. Ксении находится в нижнем регистре по всему периметру храма. Каждый сюжет сопровождается текстом из Акафиста, что делает восприятие этих сюжетов вполне понятным. На северной стене храма находится «Собор юродивых Христа ради». Такой иконы, как ни покажется это странным, раньше не существовало. Возможно потому, что просто не было причины написать её. Но смысл росписи храма св. Ксении, юродивой Христа ради, такую задачу востребовал. Где, как ни в этом храме должна была появиться такая икона? Как известно, первым о юродстве заговорил и назвал себя «юродивым Христа ради» апостол Павел, который изображён в этой иконе рядом с Ксенией.

Старорусское слово «юрод» – это и есть современное слово «урод». Но, поскольку «безумие» юродивого – это мнимое безумие, а не результат психической болезни, то такого человека называют юродивыми Христа ради.

У Христа ничего не было, кроме одежды – юродивый подражает Христу даже в этом, доводя свою жизнь до предельной аскезы. Юродивые следуют: «Если хочешь быть совершенным, поди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах», – говорит Спаситель.

На современном языке можно сказать, что юродство Христа ради – это своеобразная религиозная практика, путь, на который способны лишь единицы, обладающие невероятной силой Духа и самоотверженностью.Юродивый показывает нам своей жизнью, что существует то, что выше наших приземлённых, привычных нам ценностей.

– Что бы Вы пожелали прихожанам храма и всем православным?

– Я пожелал бы того, чего и себе: проживая свою жизнь, не забывать о духовном подвиге блаженной Ксении, жизнь которой, излучает такой свет, которой доходит до нас и преображает. А если этого не случается, то это значит, что с нами что-то не так. Жизнь св. Ксении – это не только её житие, написанное в книжке. Её жизнь – это такой свет, из которого к каждому из нас исходит живая искорка, призванная светиться в нашей душе, озарять её и помогать нам жить. Кстати, мы привычно называем Ксению блаженной, особо не вникая в смысл этого слова. Давайте заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля. Там мы обнаружим, что «блаженный» – означает счастливый, благополучный! То есть, блаженная Ксения – значит счастливая Ксения! Как же так? Дело в том, что нашему житейскому разуму бывает трудно понять, что, лишившись в своей жизни всего, Ксения не стала несчастной: напротив – обрела в своём сердце гораздо большее – Всеблагого Бога! А с таким сердечным сокровищем, которое не идёт ни в какое сравнение со всеми нашими земными успехами и скарбом, невозможно быть несчастным!

Фото 6 июня 2020: